«Семь дней», 1928, № 18, с.6

ВУЗ работников печати

Очерк Вл. Шмерлинга.

Большое здание на Первомайской. Светлые комнаты, кабинеты, мастер­ские, всюду много книг, диаграмм, стенгазет. Здесь помещаеся Государ­ственный Институт Журналистики. Если бы лет 15 тому назад привести сюда старых журналистов, тех, кто приходил в газету случайно, не закан­чивая своего образования или после неудач на жизненном пути, и пока­зать, что журналисты будут учиться и много учиться, также, как учатся ин­женеры, они бы не поверили.

Этот Институт особенно вырос за последние годы. Старые гижовцы не узнают его. В 20-м году Институт от­крылся в небольшом доме на М. Дмит­ровке. Полуголодные слушали сту­денты лекции в нескольких классах, сидели на школьных партах, день проводили в поисках заработков по редакциям, издавали первую вечер­нюю газету „Вечерние Известия". Об этом времени вспоминают, как о да­леком прошлом. Теперь, с 1925 г., ГИЖ комвуз. Сюда приходят партий­цы, которые раньше в течение мно­гих лет работали на фабриках, про­ходили школу гражданской войны. Интересно просматривать их биогра­фии. Большинство „выдвиженцы" революции. Многие начинали с рабко­ровских и селькоровских заметок, здесь в ГИЖ'е они находятся по пути от рабкора к редактору.

День в ГИЖ'е начинается с 9 утра. Студенты расходятся по кабинетам. В мраморном зале кабинет обществен­ных наук, им в Институте уделяется первое место. Каждый за отдельным столиком прорабатывает задание, в стороне беседуют с консультантами — преподавателями, к ним обращаются за справками и помощью. В соседнем зале происходит конференция тех, кто уже проработал материал. В ГИЖ'е не знают лекций. Журналист должен сам уметь разбираться во всем. Физи­кой и химией занимаются в специ­ально оборудованных кабинетах. Осо­бенно богат военный кабинет. Какой журналист без знания военных наук, как может быть он без них на фронте специальным корреспондентом, вы­пускать военные газеты.

В верхнем этаже царство печати. Ряд комнат занимает кабинет печати. Большая фото-лаборатория. Будущие редактора промывают негативы, изу­чают фото-репортаж. Но главное вре­мя проводится там, где можно ко­паться в ворохе газет, подбирать курь­езы, изучать верстку, монтаж. Плох тот гижовец, который не проглядывает в день десяток газет. Каждая газета изучается, критикуется.

Но не только чтением и теорией занимаются в ГИЖ'е. Журналистика познается на практике. В своей соб­ственной типолаборатории выпуска­ются учебные газеты. В небольшой типографии учатся технике печатного дела. Каждый сам может набрать свою статью. Выпускаются две газеты. „Ра­бочие Сокольники" и „Гижовец". „Ра­бочие Сокольники" выходят всего в 25 экземплярах, но ведутся они так, как будто это настоящая большая рай­онная газета. Всю газету делают са­ми студенты, они работают кружками, в каждом кружке свой редактор, се­кретарь, репортер, выпускающий. После выпуска номера совместно с преподавателями подробно разбирают каждую строчку. В „Гижовце" пишут только о местных нуждах, о вопросах печати. Специалисты по разоблачениям практикуются, главным обра­зом, по собственному институту. В га­зете вскрывается каждая мелочь, лю­бой недостаток. Те, кто на первом курсе, работают вначале над стенной газетой „Монтаж". Но не только прак­тикой в стенах Института удовлетво­ряются гижовцы, они работают на фабриках и заводах, в рабкоровских кружках, в отделах печати, в редакци­ях московских газет. Эта практика про­текает весь учебный год. Настоящая практика начинается летом. К ней усиленно готовятся. По всему СССР рассасываются гижовцы, на местах в провинции проверяют они свои дости­жения, многие работают в тех га­зетах, которые посылали их учиться в ГИЖ.

Какое разнообразие лиц, людей и говоров, встречаемых в ГИЖ'е! Вот студенты восточно-национального отделения. В них нет ничего экзотиче ского, они такие же, как и все, разго­варивают по-русски. Их окончания с нетерпением ждут в национальных республиках, которым нехватает опыт­ных работников. Вот студенты с ре­дакторского отделения — они уже до ГИЖ'а привыкли держать красный карандаш.

В разных концах города разбросаны небольшие общежития гижовцев. Сво­бодное время большинство проводит в Институте. Всевозможные кружки, беседы и диспуты заполняют вечера. Просматриваются и критикуются все кино-фильмы.

ГИЖ все время растет. Ему уже тесно в новом помещении. Ректор тов. С. Муравейский рассказывает о надстройке нового этажа, о будущем большом общежитии, о том, что ГИЖ будет переучивать старых работников печати, партийных и беспартийных, на специальных курсах, о том, что бу­дет создан научно-исследовательский институт печати.

Hosted by uCoz