„СЕМЬ ДНЕЙ" , 1928 № 36 (88), с.7
Все мелочи, предметы, свяэанные с именем большого, гениального человека, собираются и передаются из поколения в поколение, как высочайшие ценности и реликвии. После смерти «великого писателя земли Русской» каждая вещь, безделушка, еще недавно бывшая в руках этого человека, нашла себе место под музейным стеклом. Тысячи людей в течение многих лет останавливаются и смотрят с благоговением на какую-нибудь ручку только потому, что когда-то ее держал сам Толстой.
В Москве переулочков и дворянских особняков расположены крупнейшие толстовские памятники. В старинном особняке, в стиле Ампир, на улице Кропоткина помещается, существующий с 1911 г., толстовский музей. Материал расположен в хронологическом порядке в семи залах. Вначале детские и юношеские годы писателя. Они представлены скудно. От первых лет детства почти не осталось следов. Сохранилось прошение Толстого о приеме его в Казанский университет с резолюцией ректора, знаменитого математика Лобачевского. Тут же пожелтевшие книги, первые печатные выступления Толстого, журнал «Современник». На стене висят — шкура медведя, который чуть не загрыз Толстого в молодости, случай этот описан в рассказе „Охота пуще неволи" и охотничье ружье будущего „вегетарианца".
Толстой зрелого периода представлен более полно. Со стен глядит „Ясная Поляна" во множестве фотографий, зарисовок и картин. Тихие аллеи, барский дом, любимые места Толстого. Собраны его книги, педагогический журнал. „Ясная Поляна", письма, черновики, исписанные характерным неровным толстовским почерком. Сколько времени провел Толстой, позируя художникам! Какое бесчисленное количество портретов, среди них произведения Л. Пастернака, И. Репина, М. Нестерова. Много стен увешано сплошь иллюстрациями к главнейшим произведениям Толстого. Особый интерес представляет зал религиозно-философского периода. Толстой и цензура, Толстой и общественность, Толстой и толстовство находят здесь широкое отражение. В витринах рукописные тайные издания и списки, сохранилось дело канцелярии тульского губернатора о составлении и распространении прокламаций против войны, материалы, характеризующие движения духоборов. Самое интересное — это отлучение Толстого от церкви. Хотелось бы, чтобы эта энаменитая страница русской общественносги была отражена музеем полнее. О том, как было принято отлучение Толстого от церкви, говорят ряд карикатур, письма к Толстому его единомышленников, глыба стекла, преподнесенная Толстому брянскими рабочими и, наконец, ответ самого Толстого. Последние годы жизни Льва Николаевича представлены обилием снимков работы друга и секретаря Толстого В.Г. Черткова. Фотографический аппарат много трудился на запечатление жизни Толстого, его простых и обыденных дней. С фотографии глядит, то суровый, сосредоточенный, бородатый старик, то улыбаю-бающийся дедушка, забавляющий внучат. Последний зал музея—зал, напоминающий о днях скорби, о величавом конце величавого старца.
В прошлом году здесь была копия Остаповской комнаты, в которой скончался Толстой. Этой комнате не посчаствивилось — ее сжег сумасшедший маниак, поджигавший музеи. Теперь в комнате развешаны снимки Астапова, приковавшего тогда внимание всего мира, похороны. Сохранился ржавый факел, освещавший дорогу Толстому в роковую ночь ухода из „Ясной Поляны". Витрина с венками на языках всех народов завершает музей.
Шаг за шагом осматриваешь музей, погружаешься, как в особый мир, в котором понятнее и рельефнее становятся великие творения Толстого и его жизнь, и окружение. При толстовском музее находится самая большая в мире толстовская библиотека, в ней собраны все книги и много рукописей Толстого, все изданное на всех языках о его жизни и творчестве. Музей ведет большую научную издательскую работу.
После Толстовского Музея через несколько кварталов можно продолжить экскурсию по толстовским местам. В небольшом переулке, раньше Долго-Хамовническом, теперь улице Льва Толстого, останавливает внимание небольшой 2-хзтажный деревянный дом с дощечкой: «Дом Льва Толстого». И3 московской суеты и грохота мы переносимся в другое столетие. Здесь очень тихо. Дом окружен большим садом, старыми дубами, по этим аллеям ходил когда-то Толстой, они напоминали ему Ясную Поляну. Дом был выстроен еще до пожара Москвы при Наполеоне. Толстой при переезде в него надстроил три верхние комнаты. В этом доме он прожил 18-ть зим. Толстой не любил городской дом. Его тянуло всегда в «Ясную», поближе к природе, подальше от шумной и светской жияни. Дом восстановлен сейчас в том виде, в каком он был в 1793—5 годах.
Два мира отчетливо выступают в этом доме. Мир Софьи Андреевны и совершенно противоположный — ее великого мужа. В первом, большие светлые комнаты с претензией на изящество и шикарность, но отличающиеся безвкусицей, в которых мебель екатерининских времен чередуется с дешевыми покупками на рынках. В этих комнатах устраивались журфиксы, концерты, игры, здесь раздавался смех великосветской молодежи. В вазе для визитных карточек мы находим имена чуть ли не всех славных и высоких современников. В одной из зал на старинном «Бедеккере» играли у Толстых и Рубинштейн и Скрябин, Танеев и Гольденвейзер. Как будто только сейчас оставлены шахматы, которыми любил играть Лев Николаевич. В этих залах мало бывал Толстой, большей частью он находился в своей половине, куда мимо гостиной слуга проводил к Толстому его гостей и скромных посетителей, — „темных людей", по выражению Софьи Яндреевны. Длинный, темный, путанный коридор, прозванный художником Ге „катакомбами", ведет в комнаты Толстого. В них низкие потолки, голые стены. Все очень просто. В первой комнате Толсгой работал,сапожничал (до сих пор лежит пара сапог, сшитая им Сухотину), в платяном шкапу висят блузы — первые „толстовки". Через рабочую комнату виден кабинет.
Поражает стул с подпиленными ножками перед письменным столом. В этой небольшой комнате побывало большинство современных Толстому деятелей искусства и много простых людей, приходивших беседовать и спорить с Толстым. За этим столом были написаны „Смерть Ивана Ильича", „Воскресенье", „Живой Труп" и другие, отсюда отвечал Толстой синоду на постановление об отлучении от церкви. В то время, когда в соседних комнатах велись светские разговоры, принимались визиты, рядом создавались лучшие страницы мировой литературы, воссоздавшие этот быт. Нижние комнаты дома еще не открыты для осмотра. В них кипит реставрационная работа,чтоб поспеть к юбилею. В нижнем этаже расположена столовая, спальня Толстых и детские.
Дом Толстого дополняет Толстовский Музей и если в последнем материалы под стеклом, развешенные в порядке, то в Доме окунаешься в непосредственную жизнь Толстого, в его время. Этому помогают живые пояснения руководителей вскрывающих ушедшую жизнь; иногда пояснения дает бывш. секретарь Толстого М. Гусев. Там, где когда-то жил, творил и страдал Толстой, шуршат специальными туфлями экскурсанты. Каждый стремится, как можно больше запечатлеть, унести отсюда в памяти каждую мелочь. Выходя за порог дома, мы снова переносимся в сутолоку; гудят хамовнические фабрики, звенят трамваи.
Экскурсия по толстовским местам оставляет незабываемое впечатление. Всякий, кому дорого творчество Толстого, кто хочет окунуться в мир, в котором жил и который описывал Толстой, должен при первой возможности побывать в этих местах. Сюда приезжают не только из провинций Союза, но и из отдаленнейших мест земного шара. Сколько народу хлынет в эти тихие переулочки в сентябре 1928 года, в дни 100-летия со дня рождения великого человека и писателя!.