„СЕМЬ ДНЕЙ" , 1928 № 36 (88), с.7

 

ВЛ. ШМЕРЛИНГ

Где жил Лев Николаевич

I. ТОЛСТОВСКИЙ МУЗЕЙ

 

Все мелочи, предметы, свяэанные с име­нем большого, ге­ниального человека, собираются и пере­даются из поколения в поколение, как высочайшие ценно­сти и реликвии. По­сле смерти «велико­го писателя земли Русской» каждая вещь, безделушка, еще недавно бывшая в руках этого человека, нашла се­бе место под музей­ным стеклом. Тысячи людей в течение многих лет останавливаются и смотрят с благоговением на какую-нибудь ручку только потому, что ко­гда-то ее держал сам Толстой.

В Москве переулочков и дворянских особняков расположены крупнейшие толстовские памятники. В старинном особняке, в стиле Ампир, на улице Кропоткина помещается, существую­щий с 1911 г., толстовский музей. Материал расположен в хронологиче­ском порядке в семи залах. Вначале детские и юношеские годы писателя. Они представлены скудно. От первых лет детства почти не осталось следов. Сохранилось прошение Толстого о приеме его в Казанский университет с резолюцией ректора, знаменитого математика Лобачевского. Тут же по­желтевшие книги, первые печатные выступления Толстого, журнал «Совре­менник». На стене висят — шкура мед­ведя, который чуть не загрыз Толсто­го в молодости, случай этот описан в рассказе „Охота пуще неволи" и охотничье ружье будущего „вегета­рианца".

Толстой зрелого периода предста­влен более полно. Со стен глядит „Ясная Поляна" во множестве фото­графий, зарисовок и картин. Тихие аллеи, барский дом, любимые места Толстого. Собраны его книги, педаго­гический журнал. „Ясная Поляна", письма, черновики, исписанные характерным неровным толстовским почерком. Сколько времени провел Толстой, позируя ху­дожникам! Какое бесчисленное количество портретов, среди них произве­дения Л. Пастерна­ка, И. Репина, М. Не­стерова. Много стен увешано сплошь иллюстра­циями к главней­шим произведениям Толстого. Особый интерес пред­ставляет зал рели­гиозно-философского периода. Толстой и цензура, Толстой и общественность, Толстой и толстовство находят здесь широкое отражение. В витринах рукописные тайные изда­ния и списки, сохранилось дело канцеля­рии тульского губернатора о составлении и распростране­нии проклама­ций против войны, материалы, характери­зующие дви­жения духобо­ров. Самое ин­тересное — это отлучение Тол­стого от цер­кви. Хотелось бы, чтобы эта энаменитая страница рус­ской общественносги была отражена музеем полнее. О том, как было принято от­лучение Толстого от церкви, говорят ряд карикатур, письма к Толстому его единомышленников, глыба стекла, преподнесенная Толстому брянскими рабочими и, наконец, ответ самого Толстого. Последние годы жизни Льва Николаевича представлены обилием снимков работы друга и секретаря Толстого В.Г. Черткова. Фотографи­ческий аппарат много трудился на запечатление жизни Толстого, его про­стых и обыденных дней. С фотогра­фии глядит, то суровый, сосредоточен­ный, бородатый старик, то улыбаю-бающийся дедушка, забавляющий внучат. Последний зал музея—зал, на­поминающий о днях скорби, о вели­чавом конце величавого старца.

В прошлом году здесь была копия Остаповской комнаты, в которой скончался Толстой. Этой комнате не посчаствивилось — ее сжег сумасшед­ший маниак, поджигавший музеи. Те­перь в комнате развешаны снимки Астапова, приковавшего тогда внима­ние всего мира, похороны. Сохранил­ся ржавый факел, освещавший дорогу Толстому в роковую ночь ухода из „Ясной Поляны". Витрина с венками на языках всех народов завершает музей.

Шаг за шагом осматриваешь музей, погружаешься, как в особый мир, в котором понятнее и рельефнее становятся великие творения Толстого и его жизнь, и окружение. При толстовском музее находится самая большая в мире толстовская библиотека, в ней собраны все книги и много рукописей Толстого, все изданное на всех языках о его жизни и творчестве. Музей ведет большую научную издательскую работу.

II. ДОМ ЛЬВА ТОЛСТОГО

После Толстовского Музея через несколько кварталов можно продолжить экскурсию по толстовским местам. В небольшом переулке, раньше Долго-Хамовническом, теперь улице Льва Толстого, останавливает внимание небольшой 2-хзтажный деревянный дом с дощечкой: «Дом Льва Толстого». И3 московской суеты и грохота мы переносимся в другое столетие. Здесь очень тихо. Дом окружен большим садом, старыми дубами, по этим аллеям ходил когда-то Толстой, они напоминали ему Ясную Поляну. Дом был выстроен еще до пожара Москвы при Наполеоне. Толстой при переезде в него надстроил три верхние комнаты. В этом доме он прожил 18-ть зим. Толстой не любил городской дом. Его тянуло всегда в «Ясную», поближе к природе, подальше от шумной и светской жияни. Дом восстановлен сейчас в том виде, в каком он был в 1793—5 годах.

Два мира отчетливо выступают в этом доме. Мир Софьи Андреевны и совершенно противоположный — ее великого мужа. В первом, большие светлые комнаты с претензией на изящество и шикарность, но отличающиеся безвкусицей, в которых мебель екатерининских времен чередуется с дешевыми покупками на рынках. В этих комнатах устраивались журфиксы, концерты, игры, здесь раздавался смех великосветской молодежи. В вазе для визитных карточек мы находим имена чуть ли не всех славных и высоких современников. В одной из зал на старинном «Бедеккере» играли у Толстых и Рубинштейн и Скрябин, Танеев и Гольденвейзер. Как будто только сейчас оставлены шахматы, которыми любил играть Лев Николаевич. В этих залах мало бывал Толстой, большей частью он находился в своей половине, куда мимо гостиной слуга проводил к Толстому его гостей и скромных посетителей, — „темных людей", по выражению Софьи Яндреевны. Длинный, темный, путанный коридор, прозванный художником Ге „катакомбами", ведет в комнаты Толстого. В них низкие потолки, голые стены. Все очень просто. В первой комнате Толсгой работал,сапожничал (до сих пор лежит пара сапог, сшитая им Сухотину), в платяном шкапу висят блузы — первые „толстовки". Через рабочую комнату виден кабинет.

Поражает стул с подпиленными ножками перед письменным столом. В этой небольшой комнате побывало большинство современных Толстому деятелей искусства и много простых людей, приходивших беседовать и спорить с Толстым. За этим столом были написаны „Смерть Ивана Ильича", „Воскресенье", „Живой Труп" и другие, отсюда отвечал Толстой синоду на постановление об отлучении от церкви. В то время, когда в соседних комнатах велись светские разговоры, принимались визиты, рядом создавались лучшие страницы мировой литературы, воссоздавшие этот быт. Нижние комнаты дома еще не открыты для осмотра. В них кипит реставрационная работа,чтоб поспеть к юбилею. В нижнем этаже расположена столовая, спальня Толстых и детские.

Дом Толстого дополняет Толстовский Музей и если в последнем материалы под стеклом, развешенные в порядке, то в Доме окунаешься в непосредственную жизнь Толстого, в его время. Этому помогают живые пояснения руководителей вскрывающих ушедшую жизнь; иногда пояснения дает бывш. секретарь Толстого М. Гусев. Там, где когда-то жил, творил и страдал Толстой, шуршат специальными туфлями экскурсанты. Каждый стремится, как можно больше запечатлеть, унести отсюда в памяти каждую мелочь. Выходя за порог дома, мы снова переносимся в сутолоку; гудят хамовнические фабрики, звенят трамваи.

Экскурсия по толстовским местам оставляет незабываемое впечатление. Всякий, кому дорого творчество Толстого, кто хочет окунуться в мир, в котором жил и который описывал Толстой, должен при первой возможности побывать в этих местах. Сюда приезжают не только из провинций Союза, но и из отдаленнейших мест земного шара. Сколько народу хлынет в эти тихие переулочки в сентябре 1928 года, в дни 100-летия со дня рождения великого человека и писателя!.

 

Hosted by uCoz