«Литературная газета» 1929, 2 декабря, № 33, с. 4.

ПЕРЕД ВЫСТАВОЧНЫМИ ЩИТАМИ

„Писатели и гражданская война"

В одном из номеров «Литературной Газеты» Музей союза писателей был назван «литературным крематорием».

Музей открещивается от этого названия и быстро изменяет свой темп работы.

Конечно, это большое достижение, когда музей, вместо собирания «Есенинских венков» разрабатывает такую подлинно современную тему, как, «Писатели и гражданская война».

Сейчас выставка еще не имеет своего законченного облика. Но уже можно сказать, что экспозиция выставочного материала в корне ошибочна.

Вполне понятно, почему в Музее Красной армии материал распределен по фронтам. Там мы получаем общую последовательную картину развертывающихся фронтов, там нас интересуют не отдельные бойцы, а общая цельная картина.

Выставка «Писатели и гражданская война» последовала примеру Музея Красной армии, не учтя специфичности литературного материала.

Например, ценнейший материал о Тарасове-Радионове надо было распределить не по фронтам (он участвовал почти на всех фронтах), а собрать весь вместе и показать цельное сочетание документов и трофеев писателя-бойца.

На литературную выставку мы приходим изучать историю гражданской войны. На такой выставке нам важно увидеть писателя —участника войны и то, как это его участие отразилось на творчестве. Когда же в одной витрине соединяются Мстиславокий и Есенин только потому, что Есенин в песне «О великом походе» взял темой деникинщину, не получается впечатления ни о деникинщине, ни о Есенине.

В разделе «Южный фронт» висят рядом два портрета: Григория Котовского и Ковтюха (прототип Кожуха в романе «Железный поток» А. Серафимовича). Этих людей сближает то, что оба оки замечательные герои гражданской войны. Но как оправдано их соседство на

выставке? Понятие: «южный фронт» очень растяжимо. Место военных действий Коговского — Юго-запад, Ковтюха — Кубань. Но тот же Котовский разбил Антоновские банды в Тамбовской губернии.

Имена Котовского и Ковтюха ничего не говорят на выставке. Место Ковтюха не рядом с Котовским, а там, где следовало бы развернуть «Железный поток» Серафимовича. Мы могли бы сравнить документальные воспоминания Ковтюха, автора недавно вышедшей книги, с экспонатами, касающимися «Железного потока».

Имя Котовского тогда бы говорило на выставке, если бы устроители знали, что «стойкое пламя народного эпоса загорается над могилой Котовского», если бы его имя было связано хотя бы с очерками М. Барсукова «Коммунист-Бунтарь», молдавскими поэтами, поэмой Эд. Багрицкого «Дума про Опанаса», или же с деятельностью одного из ближайших сподвижников Котовского—писателя-журналиста, А. Гарри, имя которого мы совсем не встречаем на выставке.

Здесь часто авторы представлены отдельно от своих книг. Надо было выделить отдельные цитаты и творческую историю произведения, иллюстрировать типаж снимками. Тогда это была бы литературная выставка.

Нельзя собрать все. Но уж слишком заметны пробелы на выставке. Где образцы переписки Демьяна Бедного с красноармейцами, где «Семен Проскаков» Асеева?

Раскольников представлен на выставке не пропорционально его участию в гражданской войне. Разве не интересны такие факты, что его имя упоминается в пьесе Лавренева «Разлом», или то, что сам Раскольников в одноименной фильме играл роль Раскольникова?

Подробно на выставке представлены только: Ловцов, Орест Ровинский, С. Мстиславский, Чернявский, Окулов, Татьяна Майская и Макар Пасынок. Это еще не все писатели. Нельзя было ограничиться самотеком материала. Но и этот материал не всегда проработан. На корешке одной из пожелтевших от времени политотдельских газет мы встречаем редакторские подписи Ив. Катаева и М. Пасынка. Тут же некролог, написанный Пасынком, на смерть 20-летнего армейского поэта Гуцевича. Если бы на выставке было указано, что стихи ЙГуцевича и его образ послужили через ряд лет материалом для рассказа Ив. Катаева «Поэт», то это было бы интересной и выразительной подробностью. А ведь из мелочей складывается интерес к выставке.

То, что советские писатели принимали участие в гражданской войне, мы знали и до выставки. Ценнейшие материалы были разбросаны в разных местах. С части из них выставка стряхнула пыль, но она не организовала этот материал. Собранное вместе также хаотично. Отдельные штрихи не дают впечатления о писателях гражданской войны. Продолжая собирать материал, нужно изменить, переставить по более целесообразному плану то, что уже собрано. Надо прокорректировать выставку авторитетным мнением военных специалистов.

Поспешность организации выставки в данном случае не является достоинством. Особенно неудачен выбор места для выставки. Хотелось бы видеть ее в стенах нового клуба Федерации. Но начало сделано, и надо укрепить это начало. Будет очень плохо, если выставка «Писатели и гражданская война» разделит судьбу других выставок. После внесения необходимых поправок надо обеспечить выставке посетителя. Надо, чтобы кроме ее участников, ее посетили организованные читательские и красноармейские экскурсии.

В. Ш.

Hosted by uCoz