"Она была переводчицей, переведенные ею пьесы шли в театрах, и выходили отдельными изданиями. А труд переводчика,как известно, требует отличного знания языка оригинала и безупречного понимания тончайших оттенков слов того языке, на который переводишь" - так в своей книге "Владимир Даль" Майя Бессараб написала о бабушке Владимира Даля. Эти слова можно целиком отнести и к самой М.Бессараб. Она была переводчицей. Переведенные ею пьесы с успехом шли в крупнейших театрах страны, на телевидении, ее переводы печатались в журнале "Интернациональная литература", в издательстве "Художественная литература", в "Детском издательстве". Первый ее перевод пьесы О.Уайльда "Как важно быть серьезным" в свое время высоко оценил Корней Иванович Чуковский, доброжелательно ответивший начало деятельности молодой переводчицы. Но со школьной скамьи, чувствуя призвание к литературному труду, преуспевающая переводчица начала пробовать свои силы и в других жанрах.
Случилось тек, что она стала свидетельницей несчастья, происшедшего с близким человеком. Речь идет об академике Л.Ландау. На ее глазах лучшие представители советской медицины самоотверженно боролись за жизнь крупнейшего физика нашего века. Так родился очерк о нейрохирурге Сергее Николаевиче Федорове - наиболее значительный из книги Майи Бессараб "Открытое сердце" (очерки о хирургах. 1967 г.).
Я позволю себе сослаться на предисловие к этой книге Сергея Владимировича Михалкова: «И хорошо, что книга Майи Бессараб скажет о врачах доброе слово".
После выхода "Открытого сердца" в издательство "Политической литературы" на имя автора пришли сотни читательских писем. Книга попала в цель. Это не история советской хирургии, но через образы ее новаторов и скромных тружеников Майе Бессараб удалось создать обобщающую, волнующую картину борьбы за жизнь советских людей. Тема эта воплощена разнообразно и увлекательно. В каждом очерке своя драматургия, свои глубоко правдивые и жизненные сцены. Этим "Открытое сзрдце" и покорило читателей.
Вторая книга Майи Бессараб "Владимир Даль". Первое ее издание вышло в 1968 году, второе, расширенное, - в 1972-м.
Очень подробно Майя Бессараб написала о Дале, как о блестящем хирурге, ближайшем друге и сподвижнике знаменитого Пирогова. Но в обстоятельном и многоплановом повествовании о Владимире Дале это звучит только, как добавочная черта, характеризующая жизненный подвиг В.Даля.
Владимир Даль - флотоводец, участник исторических сражений, общественный деятель, писатель, филолог и все это не разложено автором по полочкам, а слито в единый обрез. Какой бы стороны богатой деятельности Даля ни касалась М. Бессараб, над всем преобладает В.Даль, как создатель "Толкового словаря живого великорусского языка".
М. Бессараб убедительно показывает, как кропотливый и самоотверженный труд многих десятилетий прежде всего был писательским, поэтическим, вдохновенным трудом.
Нет, должно быть, в нашей стране ни одного литератора, который в той или иной степени не был бы обязан В.И.Далю. А о его жизни было известно обидно мало. Майя Бессараб своей книгой как бы возвращает наш общий долг замечательному писателю. Она привлекла много новых, ранее неизвестных материалов; ей посчастливилось найти неопубликованное и утраченное. Публицистически остро она выступает против недооценки титанического труда В.Даля и одновременно, как бы заново, проникновенно рассказывает о дружбе В.Даля с А.С.Пушкиным и Т.Левченко, раскрывает целый ряд малоизвестных, забытых фактов.
И эмоционально, и научно М.Бессараб всей своей книгой утверждает: "Словарь Даля - это подвиг во имя русского народа".
Следует отметить, что книга о великом лексикографе, о борьбе за исконно русский язык написана хорошим языком!
Работа Майи Бессараб над книгой о Владимире Дале проходила на глазах академика Л.Ландау. Ученый не раз советовал молодолу автору всячески подчеркнуть значение быстроты в работе Даля, его исключительный талант и память... Мог ли предпологать Л. Ландау, что он сам будет героем следующей книги своего молодого друга и близкой родственницы со стороны жены. Но, конечно, Ландау, как проницательный человек наверняка замечал, что не случайно его частая собеседница проявляет такой интерес, хотя бы к теоретической физике...
В книге "Страницы жизни Ландау" (1971 г.) есть такое признание автора: "Льва Давидовича Ландау я знала с детства,более того, росла под его влиянием*. Вот это ЛИЧНОЕ и придает "Страницам" особым колорит. В них пригоршнями разбросаны и мысли самого Ландау, его сокровенные высказывания, юмор и пародоксы... Но это не стенограмма, а увлеченный рассказ.
В чем-то книга словно авторизована ее героем. Может быть именно поэтому до сих пор в библиотеках длинные списки читателей, ожидающих своей очереди получить эту книгу.
Трудно определить по жанру "Страницы жизни Ландау". Это и биография, и воспоминания и как всегда у Бессараб - темпераментная художественная публицистика. Одно бесспорно - это книга о нашем современнике, неповторимом советском ученом. Друзья, соратники, близкие называли гениального ученого - Дау!
Ландау - среди учеников и в коллективе - прежде всего воспитатель, но вместе с тем он и веселый, даже озорной и очень требовательный друг и товарищ. Вот этот жизнерадостный и человечный Дау особенно удался М.Бессараб.
Есть в "Страницах" - страницы, написанные с болью, пронизанные трагедией свершившейся катастрофы.
Последние слова академика Ландау были: "Я неплохо прожил жизнь. Мне всегда все удавалось".
Вот о такой жизни Майя Бессараб рассказала чрезвычайно задушевно и очень по-своему.
В ряде книг Майя Бессараб показала свое умение убедительно и ярко рассказывать о сложном в науке, будь то тайны краш-синдрома, или теория квантовой жидкости, А книги ее нашли свой путь к читателям, потому что написаны они с нескрываемым пристрастием к своим героям.
Готова новая большая книга о Джоне Риде. В работе повествование о поэте В. Жуковском, о котором М. Бессараб уже писала в книге "Владимир Даль". Одна книга, как-бы вытекает из другой. Это уже профессиональность в самом лучшем смысле этого слова.Профессиональность и одержимость!
Будет всячески справедливо, если писательница Майя Бессараб станет членом Союза Писателей СССР.
член СП СССР (Московская организация)
Вл.Шмерлинг 3 ноября 1972 г.